В среде различных костюмированных движух в России выделяются три основные: косплей, ролевые игры и историческая реконструкция. И я хочу рассказать о соединении этих понятий для создания добротного и красивого фэнтези-образа для косплея и/или РИ.
Давным-давно, в дремучих девяностых, ролевое и историческое движения в России зарождались. По лесам прыгали жестяные рыцари, эльфы в занавесках и прочие подозрительные личности, заставлявшие истово креститься похмельных лесников. А чуть позже, в начале 2000-х, подтянулся косплей.
Историческая реконструкция.
Реконструкция, детально воссоздающая исторический костюм, изначально шла особняком – постепенное прививание норм пошива костюма и ковки доспехов, развитие сопутствующих ремесел – литья украшений и фурнитуры, кожевенного дела и т.д., и на сегодняшний день находится в довольно-таки неплохой форме: среди реконструкторов на территории СНГ можно легко найти достойных внешне представителей гражданско-бытового или бугуртно-стального аспектов.
Нам сегодня интересна именно визуальная составляющая реконструкции, а именно, внешний вид историчного костюма.
Если вы не королевских кровей, костюм, как правило, выглядит слегка поношенным, швы затемнены, где-то на ткани и коже имеются потертости, где-то – растрепанные нитки, цвет неравномерный. Ткани – сукно, шерсть, хлопок-лен, все натуральное, минимальное количество украшений.
Если же вы хотите воссоздать облик благородного дона, то украшения ваши должны сиять ярче кирзачей новобранца, ткань должна переливаться благородными златыми нитями – увы, полиэстеровые занавески из ближайшего тканевого не прокатят, ткани, опять же, только натуральные – шерсть, шелк, парча, на 19 век и позже – жаккард. Есть интересные смесовые варианты, как правило, все это завозится из Индии и Таиланда по оптовым ценам.
Ролевые игры.
По развитию у нас полигонных ролевых игр все чаще, аки тень над Мордором, стало возникать в среде ролевиков страшное слово «антураж». На крупных играх была введена такая должность как «мастер по антуражу», который мог легко не допустить на полигон печальных эльфов со спутанными сальными гривами в серебристых плащах из говнардина, колышущихся над стоптанными берцами.
Постепенно все росло и развивалось. Игроки учились делать костюмы все лучше и лучше, также, разумеется, повлияло распространение Интернета и взгляд на зарубежных коллег. Соответственно, те самые эльфы в занавесках со временем переобулись из берцов в историчную или стилизованную обувь и стали выглядеть куда более похожими на эльфов. У некоторых, правда, до сих пор проглядывают кроссовки и банданы, но, скорее всего, они просто приросли к телу, потому просто пожалеем ребят.
Пожалели? Идем дальше.
Принципы создания костюма для полигонной ролевой довольно просты: он должен соответствовать выбранным сеттингу и фракции, сохранять пропорции оригинала (иногда в уменьшенном варианте, если вы сделали костюм огромного монстра или по жизни дрищ), держать удар и не развалиться от движений, бега и боя. Иногда от этого страдает внешний вид, так как функциональность не всегда соседствует с мелкой детализацией или спецэффектами.
Пример: единственная эффективная система охлаждения в костюме орка из вселенной Warhammer – это ваш пот. Кулеры в костюме, диодная подсветка и прочие радости жизни, с которыми вы можете комфортно жить в тепличных условиях на косплей-фестивале, не будут работать неделю в лесу. Нет, нельзя. Да, пробовали.
А вот наоборот все отлично работает: в проработанном костюме для ролевой можно зайти на фестиваль и славно там повеселиться, не проверяя ежеминутно, не отвалилась ли по пути половина костюма.
Косплей.
И, наконец, мы дошли до него.
В начале своего пути в Россиюшке косплей состоял преимущественно из двух категорий людей (а точнее, анимешников, так как именно с аниме все и началось): аккуратненьких выглаженных девочек (иногда и мальчиков, но сложно было точно определить) и помятых веселых алкашей. Первая группа тусовалась, в основном, в ДК на фестивалях, вторая отдавала предпочтение буйным вечеринам или помахивала банками горячительных напитков снаружи тех же ДК.
Сейчас эти категории ассимилировались и создали третью – современных косплееров. Они могут создавать образы героев из любой вселенной, используя все доступные материалы, спецэффекты, разрабатывая оригинальный дизайн или дополняя имеющийся, продумывая нарратив своего персонажа и зачастую раскрывая его как личность. Фотокосплей модельный, сюжетный, видеокосплей, звукозапись, сценические выступления, сценки, стенды – словом, современный косплей сейчас дает очень широкие возможности для реализации любой идеи.
В начале своего увлечения косплеем я как-то ненавязчиво затесалась в мастерскую Буббы, который делает потрясающие и масштабные костюмы для ролевых игр, и одновременно в клуб реконструкции, поэтому получила возможность осознать, где и как можно комбинировать подходы этих движений для получения наилучшего результата.
Вывешу списком для удобства восприятия.
1) Можно использовать реконструкцию для костюмов РИ и косплея, наоборот – нельзя. Если вы сомневаетесь, в чем поехать на игру или фестиваль в тематике фэнтези, проведите параллель с реальной локацией и периодом. Например, имперцы из Warhammer кореллируют с германскими ландскнехтами, северные племена Скайрима – с викингами, на Ведьмака можно поехать в костюме а-ля Ренессанс, и так далее.
Но перед проработкой образа следует отдавать приоритет именно источникам сеттинга, чтобы историчные детали не входили в диссонанс с образом персонажа.
2) Прочность костюма.
Если вы можете сделать себе нормальный историчный доспех, и того требует сеттинг, и вообще, Deus Vult, то проблем с косплеем или РИ у вас не будет. Предки, как говорится, не дураки были.
В отличие от современных гейм-дизайнеров, которые зачастую не задумываются, как оно вообще надеваться будет и как поднять руку в этом красивом доспехе.
Можно сделать просто костюм для косплей-фестиваля. И стоять в нем красивым. А потом ты пытаешься пошевелиться, и у тебя отваливается, к примеру, наплечник. Или разваливается меч. Или разваливается все. Потому что если ты что-то приклеил – это далеко не всегда надежно.
Большинство косплееров в больших и сложных костюмах, что я вижу, либо стоят неподвижно, либо оперируют парой поз, при этом постоянно нервничают, дергаются и страдают. На выступлениях мы видим те же страдания и попытки вяло дергать ручками и ножками, ибо ну не хочется же, чтобы потом и кровью политый костюм развалился на сцене.
И хочется спросить: ну, молодец, костюм ты сделал, а что ты в нем можешь?
Делайте прочные костюмы. Где надо – проклейте тканью, эпоксидкой, прошейте, да хоть посадите на болты. Костюм боевого персонажа должен держать удар, доспех должен быть либо твердым и прочным (и часто тяжелым), либо мягким. Чтобы при ударе не сломался, а согнулся и выпрямился. Гражданский должен быть добротно сшит, а не висеть на соплях.
Не забывайте про «плей» в слове «косплей». Судорожный крафт в дедлайны, а потом нервные выступления и проверка целостности дурацкого не приносят удовольствия, игра – приносит.
Костюм – это всего лишь оболочка, не меньше требуется и наполнение этой оболочки.
3) Удобство.
Заранее продумайте систему креплений. Где нужно – обратитесь к историчным источникам. Протестируйте ее – опять же заранее.
Если это футуристичный костюм – можно насовать в него фастексов и прочных ремней из кордуры, если историчный – отдать предпочтение литым пряжкам и кожаным креплениям.
Там, где не требуется сильного сцепления, подходят липучки-велкро или магниты. Но их прикрепить тоже желательно покрепче.
Если следовать этим простым правилам, страдать в костюме придется куда меньше.
4) Цвет.
Есть множество схем покраса – от реалистичных до мультяшных а-ля Близзард. Не бойтесь их пробовать, раз на третий точно получится воспроизвести.
Самые простые советы: коричневый + сухая кисть – золото в патине, черный + сухая кисть – серебро в патине, по остальным цветам – используйте минимум три оттенка, базовый общий, тени в углублениях, свет на выделяющихся деталях. Можно даже использованием набора матовых красок достичь эффекта потрясающего металлика. Dry Brush, Highlights, Miniature painting – ключевые слова для введения в прекрасный мир красок и пустого кошелька.
Текстуры – ваши друзья, заранее проработанную текстуру куда проще красить, чем ставить светотень с нуля на однородной поверхности. Это может быть различный рельеф, имитация грубой кожи, текстура дерева, чешуя – в общем, все, что найдете.
5) Игра.
Все способности, если их тренировать, постепенно растут.
Не стесняйтесь тренировать мимику у зеркала, прописывать характер персонажа – ваши фанфики могут вырасти в полноценные худ. произведения, рисовать (это очень помогает понять схемы макияжа и грима, геометрии в общих начертаниях костюма, цветовые сочетания).
В сети очень много однотипного контента от людей, которые даже не пытаются это делать. Да, не всем начинать с нуля мастером, но развиваться, дерзать – это единственный путь повысить планку.
Помните: пока персонаж для вас – всего лишь костюм, чтобы сходить на фестиваль, вы можете менять их хоть каждый месяц, но в какой-то момент это наскучит, потому что влияет только на личные амбиции. Если же сблизиться с персонажем, понять, что он чувствует, как мыслит, взглянуть через его глаза на мир, в котором он живет: решить, что ты можешь сделать для него – отдача будет потрясающей. По моему опыту, лучше всего это выходит на ролевых играх и в видеокосплее.
Но если вы не хотите заниматься отыгрышем – ваше право, потому что, как бы не пытались нынче косплей коммерциализировать, это ваше хобби, и только вам решать, чем и как в этом хобби заниматься.
Пусть не с первого раза, но если находиться в движении и постоянно что-то улучшать, то обязательно все получится.